CLIL — это подход, при котором студенты изучают предметную дисциплину на иностранном языке
Цель CLIL — не только дать студентам знания по предмету, но и развить их языковые навыки и межкультурное понимание.
Однако оценивание результатов обучения по CLIL может быть сложной задачей. Как сбалансировать оценку содержания и языка? Какие критерии использовать для оценки разных видов заданий? Как давать обратную связь учащимся, чтобы они могли улучшить свои знания и навыки?
Содержание или язык?
Первый вопрос, который нужно решить, это какой аспект обучения важнее: содержание или язык? Ответ зависит от целей и контекста обучения. Например, если целью обучения является подготовка учащихся к экзамену по предмету, то содержание может быть приоритетным. Если же целью обучения является развитие коммуникативной компетенции учащихся в определенной сфере, то язык может быть более важным.
Однако в большинстве случаев цели обучения по CLIL включают в себя как содержание, так и язык. Поэтому оценивание должно учитывать оба этих аспекта. Однако это не значит, что оценивание должно быть одинаковым для всех видов заданий. Например, если задание заключается в том, чтобы написать эссе по предмету, то оценивание может быть сосредоточено на содержании, а язык может быть оценен только по общим критериям, таким как грамматика, лексика и структура текста. Если же задание заключается в том, чтобы провести презентацию по предмету, то оценивание может быть сосредоточено на языке, а содержание может быть оценено только по общим критериям, таким как логика, аргументация и критическое мышление.
Какие критерии использовать?
Второй вопрос, который нужно решить, это какие критерии использовать для оценки содержания и языка. Критерии должны быть четкими, объективными и прозрачными для учащихся и преподавателей. Критерии должны соответствовать целям обучения и уровню сложности заданий. Критерии должны быть разными для разных видов заданий и разных типов оценивания (формативного или суммативного).
Например, для оценки содержания можно использовать следующие критерии:
— Знание фактов, концепций и терминов по предмету
— Понимание причинно-следственных связей, закономерностей и законов по предмету
— Применение знаний по предмету к решению задач, анализу ситуаций и оценке альтернатив
— Оценка достоверности, актуальности и релевантности источников информации по предмету
— Рефлексия над собственным обучением по предмету
Для оценки языка можно использовать следующие критерии:
— Знание лексики, грамматики и орфографии иностранного языка
— Понимание и использование разных регистров, стилей и жанров иностранного языка
— Способность к адекватной и эффективной коммуникации на иностранном языке в устной и письменной форме
— Способность к взаимодействию с другими участниками коммуникации на иностранном языке
— Развитие межкультурной компетенции на иностранном языке
Как давать обратную связь?
Третий вопрос, который нужно решить, это как давать обратную связь студентам по результатам оценивания. Обратная связь — это важный элемент обучения, который помогает учащимся понять свои сильные и слабые стороны, улучшить свои знания и навыки, повысить мотивацию и самооценку. Обратная связь должна быть конструктивной, своевременной и дифференцированной.
Конструктивная обратная связь означает, что она должна не только указывать на ошибки или недостатки, но и давать рекомендации по их исправлению или устранению. Обратная связь должна быть позитивной, т.е. подчеркивать достижения и успехи студентов, а также выражать поддержку и поощрение.
Своевременная обратная связь означает, что она должна быть дана как можно скорее после выполнения задания, пока учащиеся еще помнят его детали и заинтересованы в его результате. Обратная связь должна быть актуальной, т.е. соответствовать текущему уровню знаний и навыков учащихся а также целям обучения.
Дифференцированная обратная связь означает, что она должна быть адаптирована к индивидуальным особенностям студентов, таким как интересы, потребности, способности, стиль обучения. Обратная связь должна быть разнообразной, т.е. использовать разные формы и средства (устные или письменные комментарии, таблицы или графики, звуковые или видеозаписи).