Физика 7 класс — CLIL
Об уроке

В связи с возросшей необходимостью преподавания учебных дисциплин естественно-математического цикла на английском языке с конца 2014 – 2015 учебного года в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар ведется экспериментальная работа по внедрению CLIL преподавания.

Для начала следует отметить, что в связи с недостаточным уровнем развития языковых навыков учителей-предметников, было принято решение, что на начальном этапе работы учителя английского языка и учителя-предметники будут работать над планированием уроков совместно. Учителям естественно-математического цикла было предложено выбрать класс, в котором они хотели бы начать эксперимент, и найти учителя-партнера, с которым они хотели бы объединиться.

Также к работе привлекались иностранные преподаватели, которые компетентны как в предмете, так и в языке.

Далее в ходе совместного планирования в зависимости от уровня развития языковых навыков учеников подбирался определенный набор техник CLIL, начиная с формирования лексико-грамматических навыков с постепенным усложнением материала и выходом на продуктивные речевые умения (говорение и письмо).

Некоторые упражнения/техники для развития у учащихся навыков говорения и лексики, такие как “Time-line”, “Soundless Video”, “Question Loops”, “True/False Dictation”, “Role-play” и другие, оказались особенно эффективными как для изучения содержания, так и для формирования необходимых языковых навыков. Полный список рекомендованных упражнений и техник приведен в приложении 1.

Учителя, участвующие в данном эксперименте, решили следовать следующему алгоритму действий:

  • определили начальный уровень владения учащимися английским языком;
  • тщательно продумывали способы введения основного предметного содержания через чтение и аудирование,
  • использовали аутентичные или адаптированные материалы в зависимости от определенного уровня владения языком;
  • подбирали упражнения на запоминание основной информации (терминов, определений, дат и событий, законов и формул и т.д.).

Кроме того, практически с самого начала эксперимента возникла проблема коммуникации коммуникации на английском языке. Многие учащиеся, хотя и знали необходимые термины и определения, оказались неспособны вести диалог в рамках изучаемой темы, задавать вопросы и отвечать на них. Требовался более тщательный подход к формированию грамматических навыков, т.к. в отличие от традиционных уроков английского языка, где все упражнения подобраны по уровню («от простого к сложному»), уроки CLIL требовали от учащихся владения более сложными грамматическими структурами.

Ниже в таблице 1, приводится примерное распределение формируемых навыков по классам, и в таблице 2 — необходимый объем грамматики по предметам:

 

Таблица 1. Распределение формируемых навыков по классам

 

Класс

Основной навык

Техники (задания)

7-8 класс

Формирование основных лексико-грамматических навыков

“Transformation”, “Word games”, “Grab it!”, “Cards”, “Re-packing”, “Hear and say”, “Grammar Structure Drilling”

8-9 класс

Развитие навыков чтения и аудирования

Больше работы с текстами и аудио-файлами: “Running Dictation”, “True/False Dictation”, “Question Loops”

9-10 класс

Развитие навыков аудирования и говорения

Больше заданий с устными ответами (обсуждение в группах): задать вопросы к тексту, “Post it!”, “HOTs and LOTs”, “ABQ/QBA”, “SoundlessVideo”, “Think-Pair-Share”

10-12 класс

Развитие навыков говорения и письма

“Time-line”, “Placemat”, “Barter”, “Role-play”, анкетирование, проекты, презентации, академическое письмо

 

Таблица 2. Примерное распределение формируемых навыков по предметам

 

Предмет (содержание)

Грамматика (язык)

Значение (для чего?)

Пример

Искусство

 

 

Present Simple Tense (настоящее простое время)

Для описания процесса в момент речи

 

 

I’m using primary colours in the still life painting. – Я использую основные цвета при рисовании натюрморта.

Математика

Present Simple Tense (настоящее простое время)

Для описания фактов (неопровержимая истина)

A cube has six faces. – Куб имеет шесть граней.

История

Экономика

Past Simple Tense (прошедшее простое время)

Для описания завершившихся в прошлом действий

Interest rates fell last year. – Процентные ставки в прошлом году упали.

Информатика

 

Modal Verbs (Модальные глаголы)

Вероятность, возможность

You may find a link on this website. – Вы можете найти ссылку на этом сайте.

Науки

Modal Verbs (Модальные глаголы)

Обязательство, долженствование

You must wear goggles in the lab. – Вы должны носить защитные очки в лаборатории.

Искусство

Modal Verbs (Модальные глаголы)

Вывод

The painting must be Egyptian. – Картина, должно быть, египетская.

Физкультура

Modal Verbs (Модальные глаголы)

Прогноз, предсказание

We think the result will be a draw. – Мы думаем, что в результате будет ничья.

Математика

 

Modal Verbs (Модальные глаголы)

Обязательство, долженствование

You have to estimate before you do the calculation. – Вы должны прикинуть приблизительно, прежде чем делать вычисление.

 

Ниже в пособии приведен пример интеграции учителей физики и английского языка с подробным описанием приемов и техник для формирования терминологического вокабуляра и развития языковых навыков.

Все материалы структурированы следующим образом:

  • Тема;
  • Терминология;
  • Задания.