Физика 7 класс — CLIL
    Об уроке

    В связи с возросшей необходимостью преподавания учебных дисциплин естественно-математического цикла на английском языке с конца 2014 – 2015 учебного года в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар ведется экспериментальная работа по внедрению CLIL преподавания.

    Для начала следует отметить, что в связи с недостаточным уровнем развития языковых навыков учителей-предметников, было принято решение, что на начальном этапе работы учителя английского языка и учителя-предметники будут работать над планированием уроков совместно. Учителям естественно-математического цикла было предложено выбрать класс, в котором они хотели бы начать эксперимент, и найти учителя-партнера, с которым они хотели бы объединиться.

    Также к работе привлекались иностранные преподаватели, которые компетентны как в предмете, так и в языке.

    Далее в ходе совместного планирования в зависимости от уровня развития языковых навыков учеников подбирался определенный набор техник CLIL, начиная с формирования лексико-грамматических навыков с постепенным усложнением материала и выходом на продуктивные речевые умения (говорение и письмо).

    Некоторые упражнения/техники для развития у учащихся навыков говорения и лексики, такие как “Time-line”, “Soundless Video”, “Question Loops”, “True/False Dictation”, “Role-play” и другие, оказались особенно эффективными как для изучения содержания, так и для формирования необходимых языковых навыков. Полный список рекомендованных упражнений и техник приведен в приложении 1.

    Учителя, участвующие в данном эксперименте, решили следовать следующему алгоритму действий:

    • определили начальный уровень владения учащимися английским языком;
    • тщательно продумывали способы введения основного предметного содержания через чтение и аудирование,
    • использовали аутентичные или адаптированные материалы в зависимости от определенного уровня владения языком;
    • подбирали упражнения на запоминание основной информации (терминов, определений, дат и событий, законов и формул и т.д.).

    Кроме того, практически с самого начала эксперимента возникла проблема коммуникации коммуникации на английском языке. Многие учащиеся, хотя и знали необходимые термины и определения, оказались неспособны вести диалог в рамках изучаемой темы, задавать вопросы и отвечать на них. Требовался более тщательный подход к формированию грамматических навыков, т.к. в отличие от традиционных уроков английского языка, где все упражнения подобраны по уровню («от простого к сложному»), уроки CLIL требовали от учащихся владения более сложными грамматическими структурами.

    Ниже в таблице 1, приводится примерное распределение формируемых навыков по классам, и в таблице 2 — необходимый объем грамматики по предметам:

     

    Таблица 1. Распределение формируемых навыков по классам

     

    Класс

    Основной навык

    Техники (задания)

    7-8 класс

    Формирование основных лексико-грамматических навыков

    “Transformation”, “Word games”, “Grab it!”, “Cards”, “Re-packing”, “Hear and say”, “Grammar Structure Drilling”

    8-9 класс

    Развитие навыков чтения и аудирования

    Больше работы с текстами и аудио-файлами: “Running Dictation”, “True/False Dictation”, “Question Loops”

    9-10 класс

    Развитие навыков аудирования и говорения

    Больше заданий с устными ответами (обсуждение в группах): задать вопросы к тексту, “Post it!”, “HOTs and LOTs”, “ABQ/QBA”, “SoundlessVideo”, “Think-Pair-Share”

    10-12 класс

    Развитие навыков говорения и письма

    “Time-line”, “Placemat”, “Barter”, “Role-play”, анкетирование, проекты, презентации, академическое письмо

     

    Таблица 2. Примерное распределение формируемых навыков по предметам

     

    Предмет (содержание)

    Грамматика (язык)

    Значение (для чего?)

    Пример

    Искусство

     

     

    Present Simple Tense (настоящее простое время)

    Для описания процесса в момент речи

     

     

    I’m using primary colours in the still life painting. – Я использую основные цвета при рисовании натюрморта.

    Математика

    Present Simple Tense (настоящее простое время)

    Для описания фактов (неопровержимая истина)

    A cube has six faces. – Куб имеет шесть граней.

    История

    Экономика

    Past Simple Tense (прошедшее простое время)

    Для описания завершившихся в прошлом действий

    Interest rates fell last year. – Процентные ставки в прошлом году упали.

    Информатика

     

    Modal Verbs (Модальные глаголы)

    Вероятность, возможность

    You may find a link on this website. – Вы можете найти ссылку на этом сайте.

    Науки

    Modal Verbs (Модальные глаголы)

    Обязательство, долженствование

    You must wear goggles in the lab. – Вы должны носить защитные очки в лаборатории.

    Искусство

    Modal Verbs (Модальные глаголы)

    Вывод

    The painting must be Egyptian. – Картина, должно быть, египетская.

    Физкультура

    Modal Verbs (Модальные глаголы)

    Прогноз, предсказание

    We think the result will be a draw. – Мы думаем, что в результате будет ничья.

    Математика

     

    Modal Verbs (Модальные глаголы)

    Обязательство, долженствование

    You have to estimate before you do the calculation. – Вы должны прикинуть приблизительно, прежде чем делать вычисление.

     

    Ниже в пособии приведен пример интеграции учителей физики и английского языка с подробным описанием приемов и техник для формирования терминологического вокабуляра и развития языковых навыков.

    Все материалы структурированы следующим образом:

    • Тема;
    • Терминология;
    • Задания.