В связи с возросшей необходимостью преподавания учебных дисциплин естественно-математического цикла на английском языке с конца 2014 – 2015 учебного года в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар ведется экспериментальная работа по внедрению CLIL преподавания.
Для начала следует отметить, что в связи с недостаточным уровнем развития языковых навыков учителей-предметников, было принято решение, что на начальном этапе работы учителя английского языка и учителя-предметники будут работать над планированием уроков совместно. Учителям естественно-математического цикла было предложено выбрать класс, в котором они хотели бы начать эксперимент, и найти учителя-партнера, с которым они хотели бы объединиться.
Также к работе привлекались иностранные преподаватели, которые компетентны как в предмете, так и в языке.
Далее в ходе совместного планирования в зависимости от уровня развития языковых навыков учеников подбирался определенный набор техник CLIL, начиная с формирования лексико-грамматических навыков с постепенным усложнением материала и выходом на продуктивные речевые умения (говорение и письмо).
Некоторые упражнения/техники для развития у учащихся навыков говорения и лексики, такие как “Time-line”, “Soundless Video”, “Question Loops”, “True/False Dictation”, “Role-play” и другие, оказались особенно эффективными как для изучения содержания, так и для формирования необходимых языковых навыков. Полный список рекомендованных упражнений и техник приведен в приложении 1.
Учителя, участвующие в данном эксперименте, решили следовать следующему алгоритму действий:
- определили начальный уровень владения учащимися английским языком;
- тщательно продумывали способы введения основного предметного содержания через чтение и аудирование,
- использовали аутентичные или адаптированные материалы в зависимости от определенного уровня владения языком;
- подбирали упражнения на запоминание основной информации (терминов, определений, дат и событий, законов и формул и т.д.).
Кроме того, практически с самого начала эксперимента возникла проблема коммуникации коммуникации на английском языке. Многие учащиеся, хотя и знали необходимые термины и определения, оказались неспособны вести диалог в рамках изучаемой темы, задавать вопросы и отвечать на них. Требовался более тщательный подход к формированию грамматических навыков, т.к. в отличие от традиционных уроков английского языка, где все упражнения подобраны по уровню («от простого к сложному»), уроки CLIL требовали от учащихся владения более сложными грамматическими структурами.
Ниже в таблице 1, приводится примерное распределение формируемых навыков по классам, и в таблице 2 — необходимый объем грамматики по предметам:
Таблица 1. Распределение формируемых навыков по классам
Класс | Основной навык | Техники (задания) |
7-8 класс | Формирование основных лексико-грамматических навыков | “Transformation”, “Word games”, “Grab it!”, “Cards”, “Re-packing”, “Hear and say”, “Grammar Structure Drilling” |
8-9 класс | Развитие навыков чтения и аудирования | Больше работы с текстами и аудио-файлами: “Running Dictation”, “True/False Dictation”, “Question Loops” |
9-10 класс | Развитие навыков аудирования и говорения | Больше заданий с устными ответами (обсуждение в группах): задать вопросы к тексту, “Post it!”, “HOTs and LOTs”, “ABQ/QBA”, “SoundlessVideo”, “Think-Pair-Share” |
10-12 класс | Развитие навыков говорения и письма | “Time-line”, “Placemat”, “Barter”, “Role-play”, анкетирование, проекты, презентации, академическое письмо |
Таблица 2. Примерное распределение формируемых навыков по предметам
Предмет (содержание) | Грамматика (язык) | Значение (для чего?) | Пример |
Искусство
| Present Simple Tense (настоящее простое время) | Для описания процесса в момент речи
| I’m using primary colours in the still life painting. – Я использую основные цвета при рисовании натюрморта. |
Математика | Present Simple Tense (настоящее простое время) | Для описания фактов (неопровержимая истина) | A cube has six faces. – Куб имеет шесть граней. |
История Экономика | Past Simple Tense (прошедшее простое время) | Для описания завершившихся в прошлом действий | Interest rates fell last year. – Процентные ставки в прошлом году упали. |
Информатика
| Modal Verbs (Модальные глаголы) | Вероятность, возможность | You may find a link on this website. – Вы можете найти ссылку на этом сайте. |
Науки | Modal Verbs (Модальные глаголы) | Обязательство, долженствование | You must wear goggles in the lab. – Вы должны носить защитные очки в лаборатории. |
Искусство | Modal Verbs (Модальные глаголы) | Вывод | The painting must be Egyptian. – Картина, должно быть, египетская. |
Физкультура | Modal Verbs (Модальные глаголы) | Прогноз, предсказание | We think the result will be a draw. – Мы думаем, что в результате будет ничья. |
Математика
| Modal Verbs (Модальные глаголы) | Обязательство, долженствование | You have to estimate before you do the calculation. – Вы должны прикинуть приблизительно, прежде чем делать вычисление. |
Ниже в пособии приведен пример интеграции учителей физики и английского языка с подробным описанием приемов и техник для формирования терминологического вокабуляра и развития языковых навыков.
Все материалы структурированы следующим образом:
- Тема;
- Терминология;
- Задания.