Физика 7 класс — CLIL
Об уроке

CLIL (Content and Language Integrated Learning) в переводе с английского языка дословно означает «предметно-языковое интегрированное обучение».

Данный термин был впервые введен Дэвидом Маршем (Университет Ювяскюля, Финляндия) в 1994 году. По словам самого Дэвида Марша, «CLIL имеет отношение к ситуациям, в которых учебные предметы или часть учебных предметов, изучается на иностранном языке и имеет двойную цель изучить предмет, изучая при этом иностранный язык» [1].

Одним из основных преимуществ данного подхода является формирование у учащихся (причем, независимо от возраста, будь то ребенок в детском саду или студент университета) способности иноязычного общения в конкретных учебных, профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях c учетом особенностей профессионального мышления.

Данный подход стал особенно бурно обсуждаться в образовании в начале 21 века (2000 – 2009 гг.), однако корни интегрированного обучения уходят далеко в историю, начиная с ранних вавилонян и до начала 60-х годов нашего столетия, когда билингвистическое обучение приобрело огромную популярность во всем мире.

Использование иностранного языка в CLIL образовании зависит от поставленных образовательных задач и целей. CLIL – это своеобразный «зонтик», объединяющий целый ряд подходов, которые применяются в различных образовательных контекстах. Существует целый ряд терминов, описывающих различные способы внедрения CLIL, например: полное языковое погружение, «языковой ливень» и т.д.

Сегодня уже внутри данного подхода существует несколько различных приемов и методов обучения:

  • — «Мягкий CLIL», когда учителя английского языка используют содержание различных учебных дисциплин для формирования и развития языковых навыков;
  • — «Жесткий CLIL», когда учителя-предметники преподают свой предмет на английском языке;
  • — «Модульный CLIL» или «облегченный CLIL», когда учителя выбирают отдельные темы, модули, блоки, направления учебного плана для формирования и развития необходимого объема «целевого» языка (например, терминология). Здесь следует отметить, что чаще всего результатом работы является групповая проектная деятельность, которая оценивается как учителем английского языка, так и учителем-предметником.

Однако, следует еще раз отметить, что в любом случае CLIL преследует две цели:

  • — изучение предмета посредством иностранного языка (предметная цель);
  • — изучение иностранного языка через преподаваемый предмет (языковая цель).

При определении основных принципов методического подхода CLIL в разных странах выделяется 4 основных аспекта, охватывающих культурную и языковую среду и направленных на решение предметных и образовательных задач. Каждый из 4 аспектов реализуется по-разному в зависимости от возраста обучающихся, социально-лингвистической среды и степени погружения в CLIL.

Идея использования принципа предметно-языкового интегрированного обучения возникла в результате возросших требований к уровню владения иностранным языком при ограниченном времени, отведенном на его изучение. С этой проблемой сталкиваются сегодня практически все казахстанские учителя.

Этот подход позволяет осуществлять обучение по двум предметам одновременно, хотя основное внимание может уделяться либо языку, либо неязыковому предмету.

«Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду» [2].

Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией,  и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений. Изучение иностранного языка и неязыкового предмета одновременно является дополнительным средством для достижения образовательных целей и имеет положительные стороны, как для изучения иностранного языка, так и неязыкового предмета.